Мобильные операторы создали несколько сервисов, позволяющих абоненту управлять услугами связи: можно позвонить по номеру горячей линии, открыть мобильное приложение или зайти в полноценный личный кабинет на сайте.
Самый простой и удобный способ управления услугами и расходами — сервис запросов USSD, существующий уже не одно десятилетие. Он не потерял актуальности и сейчас.
Кстати, технологией USSD пользуются не только мобильные операторы, но и банки — с помощью запросов узнают баланс карты, пополняют мобильный счет, блокируют утерянную карту и т.д.
Немного теории: что такое технология USSD
Аббревиатура USSD (Unstructured Supplementary Services Data) включает в себя стандартный сервис в сетях мобильной связи, позволяющий обеспечить взаимодействие между пользователем сети и сервисным приложением оператора посредством передачи коротких сообщений.
С технической точки зрения, это одна из встроенных функций сотовых сетей стандарта GSM. С помощью протокола USSD абонент обменивается информацией с сервисным приложением в высокоскоростном режиме. При этом голосовые каналы связи остаются свободными, так как обмен данными идет по каналу сигнализации. Услуга реализована только в сетях стандарта GSM.
Сервис USSD поддерживают все телефоны со стандартом GSM. Нет необходимости специально подключать USSD у оператора или устанавливать какие-либо приложения, функция будет работать на любых телефонах с момента покупки и активации сим-карты.
Соответственно, отключить USSD тоже не получится, можно просто не пользоваться сервисом, если вы предпочитаете живое общение с оператором или вам удобнее пользоваться функционалом личных кабинетов и мобильных приложений.
А может, вам предпочтительнее смс-сообщения? Рассмотрим отличия USSD и сервиса смс-сообщений.
USSD И SMS: в чем разница?
USSD и SMS — два элемента сетей стандарта GSM, которые расширяют возможности оператора. Две технологии взаимно дополняют друг друга и не конкурируют между собой.
В отличие от SMS, при USSD запросах происходит прямое соединение телефона с информационным приложением. Для работы USSD используется простое программное обеспечение, а это означает высокую надежность данного сервиса.
Однако, есть как минимум 5 отличий SMS и USSD.
- Для получения ответа на запрос через SMS проходит две транзакции, через USSD — только одна. Напомним, что при отправке сообщений с телефона они сначала приходят в центр сообщений оператора, а затем направляются адресату.
 - Сервис SMS чаще используется для связи двух абонентов, а USSD — исключительно для связи с сервисным приложением оператора. Например, с автоинформатором состояния счета.
 - Через USSD скорость получения информации выше, ответ приходит буквально за 2-4 секунды.
 - Большинство ответов USSD не сохраняются в памяти сим-карты, а только отображаются на экране. Полученные SMS сообщения сохраняются в памяти устройства, и если она переполнена, то новые не будут доставлены.
 - В отличие от SMS-сообщений, USSD запросы не тарифицируются, и это весомое преимущество. Даже в международном роуминге можно отправлять УССД-запросы на подключение услуг или, например, срочно получить доверительный платеж от оператора. Но некоторые команды в роуминге могут не работать.
 
Обратите внимание, что тарификация USSD возможна в случае, если заказываете платную услугу оператора. Однако в данном случае с баланса списываются средства не за использование самого сервиса USSD, а за активацию опции, пакета услугу и т.д.
Обычно операторы комбинируют несколько способов взаимодействия, то есть абонент может выбирать: отправлять SMS-сообщение, набрать ли USSD команду или же позвонить в службу голосовой поддержки.
Приведем пример. “МегаФон” предлагает целых пять вариантов действий для подключения опции “Вся Россия”.
- Быстро подключить на сайте, набрав свой номер в специальном окне: на телефон придет код подтверждения операции.
 - Ввести команду на телефоне *105*1418# (тот самый USSD-запрос).
 - Отправить SMS “ДА” для подключения на номер 05001418.
 - Подключить через голосовое меню, позвонив по номеру 05001418.
 - Подключить опцию в Личном кабинете.
 
Несмотря на такое количество вариантов, всё же именно USSD запрос поможет максимально быстро подключить услугу. Для подключения на сайте или в приложении нужен интернет, SMS работает с некоторой задержкой, а звонок недоступен в роуминге или при слабом сигнале сети.
Как набрать USSD-команду
После набора короткого кода нажмите клавишу вызова, и сервисное приложение мгновенно получит запрос. Теперь вы знаете, как отправить USSD-запрос с телефона — с этим справится даже ребенок.
В отличие от истории вызовов или SMS, история USSD запросов нигде не сохраняется. Запомнить десятки кодов своего оператора, конечно, невозможно, поэтому самые важные рекомендуем сохранить в заметки телефона или в список контактов.
Большинство услуг подключается через USSD-портал: это код выхода в меню управления услугами. Запомните эти коды:
- Мегафон — *105*2#;
 - Билайн, МТС, Теле2 — *111#.
 
С помощью данных команд доступно получить максимальную информацию по своему номеру телефона.
Возможности управления через команды USSD
У каждого оператора есть десятки подобных запросов, с помощью которых абонент может выполнить практически любую операцию по управлению мобильной связью.
Проверить расходы, узнать свой номер телефона, поменять тариф, подключить интернет-опцию, добавить номер в черный список, отписаться от рекламной рассылки, взять взаймы у оператора — возможности USSD практически безграничны.
Полный список команд для самостоятельного управления услугами можно разделить на шесть крупных категорий:
- Команды управления балансом и расходами;
 - Команды, открывающие возможности при нулевом балансе;
 - Команды для звонков и SMS;
 - Команды для интернет-опций;
 - Команды развлекательных сервисов и подписок;
 - Специальные команды для управления услугами “Черный список”, “Переадресация”, ”Запрет вызовов” и т.п.
 
Приведем полезные USSD запросы для всех крупнейших операторов, которые желательно иметь под рукой.
| 
 Оператор  | 
 билайн  | 
 МегаФон  | 
 МТС  | 
 Tele2  | 
| 
 Вход в USSD-портал  | 
 *111#  | 
 *105*2#  | 
 *111#  | 
 *111#  | 
| 
 Узнать свой номер  | 
 *110*10#  | 
 *205#  | 
 *111*0887#  | 
 *201#  | 
| 
 Узнать баланс счета  | 
 *102#  | 
 *100#  | 
 *100#  | 
 *105#  | 
| 
 Узнать свой тариф  | 
 *110*05#  | 
 *105*3#  | 
 *111*59#  | 
 *107#  | 
| 
 Взять взаймы у оператора  | 
 *141#  | 
 *106#  | 
 *111*123#  | 
 *122#  | 
| 
 Попросить перезвонить  | 
 *144* номер абонента #  | 
 *144* номер абонента #  | 
 *110* номер абонента #  | 
 *118* номер абонента #  | 
| 
 Попросить пополнить счет  | 
 *143* номер абонента #  | 
 *143* номер абонента #  | 
 *116* номер абонента #  | 
 *123* номер абонента #  | 
Мало кто знает, что с помощью USSD-запросов можно выполнять не только простейшие операции по проверке баланса и тарифа, но и такие сложные действия, как настройка переадресации или черного списка. Приведем пример, как настроить переадресацию с помощью USSD-запросов для всех операторов.
| 
 Условие переадресации  | 
 Подключить  | 
 Отключить  | 
| 
 Все звонки  | 
 **21* номер #  | 
 ##21#  | 
| 
 Если телефон занят  | 
 **67* номер #  | 
 ##67#  | 
| 
 Если телефон выключен или вне зоны покрытия  | 
 **62* номер #  | 
 ##62#  | 
| 
 Если вы не ответили на звонок  | 
 **61* номер #  | 
 ##62#  | 
| 
 Деактивация всех переадресаций  | 
 ##002#  | 
|
Вместо слова “номер” вводится полный номер, на который следует переадресовать звонок, в международном формате.
Как вы уже поняли, с помощью запросов USSD можно решить массу задач по управлению мобильной связью и услугами.
Короткие номера операторов могут время от времени меняться, поэтому актуальные комбинации и полный список USSD команд можно уточнить у своего оператора на сайте. Также стоит отметить, что в последнее время операторы начинают отказываться от технологии USSD, и взамен предлагают абонентам использовать личный кабинет и мобильные приложения.