Сервис “Снежинка” от МТС

Сервис “Снежинка” от МТС

5 декабря 2019 года стало известно, что вскоре оператор МТС планирует запустить внутренний программный продукт с красивым названием “Снежинка”.

По факту это цифровой профиль сотрудника, который содержит информацию о его контактах, загруженности и даже о хобби.

Зачем МТС нужна “Снежинка”, откуда она будет брать данные, насколько это законно и как избежать отслеживания? Разберем каждый из этих вопросов в статье.

Как устроена “Снежинка”

Сервис “Снежинка” был создан, чтобы упростить работу HR и руководителей. Он демонстрирует, насколько сотрудник активен и заинтересован в компании, с кем он коммуницирует, соответствует ли его настрой корпоративному духу.

В перспективе все это помогает понять, как развивать конкретного работника и что с ним делать в дальнейшем.

Сообщается, что цифровой профиль сотрудника будет содержать в себе следующую информацию:

  • Сведения о рабочих коммуникациях работника: как часто он контактирует с другими отделами, с кем много общается;
  • Уровень заинтересованности в задачах;
  • Загруженность на основе анализа рабочего календаря;
  • Наиболее посещаемые страницы на корпоративных порталах;
  • Хобби, интересы и увлечения человека.

Как именно будет анализироваться “заинтересованность в задачах” и что подразумевается под этим размытым термином, никто из представителей оператора не пояснил.

В дальнейшем МТС планирует реализовывать концепцию “цифрового рабочего пространства сотрудников”. Это должно мотивировать на достижение новых высот и “способствовать инновационности рабочего процесса”.

“Снежинка” — первый шаг на пути к этим переменам.

Источники информации

По словам Максима Халматова, одного из топ-менеджеров компании МТС, сервис будет работать на основе Social Network Analysis, что переводится как “анализ социальных сетей”.

Как формируется цифровой профиль сотрудника


Среди источников, которые будут предоставлять информацию для цифрового профиля сотрудника, на презентации продукта выделили следующее:

  • Мобильные данные;
  • Электронная почта;
  • IP-телефония;
  • Skype для бизнеса и т.д.

На тему того, что подразумевается под “и т.д.”, пояснений до сих пор не поступило.

Пресс-служба оператора отметила, что анализироваться будут “только корпоративные средства коммуникаций без доступа к их теме и содержанию”. То есть, сами письма и сообщения проверять никто не планирует.

Вместо этого сервис будет фиксировать регулярность посещения определенных страниц, количество отправленных писем и звонков коллегам из других отделов.

Утверждается, что данные будут считываться исключительно машинным способом.

Пока не совсем понятно, о каком “анализе социальных сетей” шла речь, если проверке подвергнутся только корпоративные сервисы. Возможно, это неполная информация.

Зачем компании знать о вас

Многие компании считают, что мониторить социальные сети сотрудников и потенциальных кандидатов как до найма, так и после приема в штат — правильный шаг.

Это позволяет понять, чем “дышит” человек, какие у него взгляды на жизнь и увлечения, насколько он разделяет цели компании.

В социальных сетях намного лучше видно, насколько человек по факту целеустремленный, активный и коммуникабельный, чем в резюме или при личной встрече на собеседовании.

Зачем компании знать максимум о сотрудниках


Денис Кутергин, один из основателей онлайн-сервиса YouDo.com, сказал по этому поводу следующее: “Всему можно научиться, но научиться соответствовать определенной корпоративной культуре гораздо сложнее, как оказалось”.

Посмотрев соцсети кандидата, можно даже без испытательного срока сделать выводы о том, насколько он “впишется”.

Похоже, компания МТС придерживается аналогичных взглядов.

По мнению Максима Халматова, который проводил презентацию “Снежинки”, запуск сервиса поспособствует:

  • увеличению коммуникаций между сотрудниками;
  • большему количеству совместной деятельности;
  • повышению вовлеченности каждого человека в команде;
  • более длительному сотрудничеству с персоналом.

То есть, в перспективе цифровой профиль должен принести пользу как самой фирме, так и всем ее работникам.

А так ли это полезно?

Вопрос о пользе сбора личных данных до сих пор остается спорным для большинства управленцев. Многие руководители считают это необходимым, но другая часть с ними не согласна.

К примеру, президент группы компаний “Диана” Дмитрий Несветов заявил следующее: “Я не являюсь сторонником того, что в основе мотивации, вообще в выстраивании отношений с сотрудниками является тотальное знание о них”.

По его мнению, для понимания сотрудника работодателю нужно знать только о навыках, которыми человек обладает, а также об амбициях и целях — как личных, так и профессиональных.

А интересы, увлечения и личные данные — это совершенно лишняя информация, которая никак не сказывается на качестве труда.

Передовые западные компании начинают отказываться от сбора информации о сотрудниках. Вместо этого они расширяют поле самостоятельности человека, предоставляют возможность для развития и позволяют ему раскрыть все способности на занимаемой должности.

По факту этот способ мотивации работает намного лучше, чем сбор и анализ цифровых данных. У человека появляется стимул “держаться” за место.

Законность слежки за персоналом

На самом деле, сервис “Снежинка” — это только капля в море. В последние годы личные данные собираются абсолютно везде:

  • Социальные сети показывают рекламу на основе анализа ваших подписок и даже сообщений другим людям;
  • Поисковые системы запоминают все ваши запросы;
  • Сервисы такси фиксируют местонахождение.

И с точки зрения законодательства, все это совершенно законно. Главное — чтобы вы согласились на такую “слежку”.

Насколько законна слежка за персоналом


МТС имеет полное право контролировать своих сотрудников после того, как те подпишут письменное согласие на доступ к персональным данным. Оно может заполняться как при приеме на работу, так и после трудоустройства.

Технически вы имеете полное право не подписывать этот документ или отозвать уже подписанное согласие. По факту, скорее всего, отказавшиеся сотрудники будут уволены.

Разглашать полученные данные МТС не имеет никакого права. То есть, информация о ваших увлечениях и предпочтениях не будет использоваться в рекламных целях, как это иногда бывает с соцсетями и поисковыми системами.

Но это на словах. Что получится по факту — вопрос открытый.

Как защитить личные данные

Если вы не желаете демонстрировать работодателю подробную информацию о себе и раскрывать личные данные, вы можете пользоваться специальными “рабочими” аккаунтами.

К примеру, вы можете указать в графе “контактный номер” телефон, который был приобретен исключительно для работы.

Используйте этот номер каждый раз, когда вам нужно связаться с кем-то внутри компании, и тогда ваши приватные звонки и сообщения с другого телефона никто не сможет отследить.

С электронной почтой и социальными сетями можно поступить аналогичным образом. Зарегистрируйте специальный e-mail для связи по работе и странички в соцсетях, которые не будут содержать лишней информации о вас и ваших увлечениях.

Предоставляйте ссылки на эти страницы и почту всякий раз, когда от вас требуют личную информацию на собеседованиях или уже после приема на работу.

К сожалению, на данный момент такие ухищрения — единственный надежный способ защиты личных данных от работодателя.

Резюме

Цифровой профиль сотрудника “Снежинка” от МТС — это способ контроля персонала, который выгоден для руководителей и HR, но по факту не слишком полезен для самих работников.

На данный момент не очень ясно, зачем компании настолько подробная информация о сотрудниках и какие конкретно источники будут использоваться при анализе.

Действия МТС совершенно законны, если сотрудник подпишет письменное разрешение на слежку.

При желании отслеживания можно избежать, если завести отдельные аккаунты исключительно для работы и предоставлять компании доступ только к ним.

Ирина Касьян
специалист стаж 10 лет
Другие статьи
Альтернативы iPhone 14 и iPhone 15 из мира Android
Альтернативы iPhone 14 и iPhone 15 из мира Android
Тарифы для смартфона
Тарифы для смартфона
Тариф "билайн" для умных вещей
Тариф "билайн" для умных вещей
Показать все статьи
Статьи других регионов
Как на “Мотив” узнать свой тариф
Как на “Мотив” узнать свой тариф
Опция “Звонки без границ” билайн
Опция “Звонки без границ” билайн
Семейные тарифы Билайн
Семейные тарифы Билайн
Как переключить звонки на другой номер
Как переключить звонки на другой номер
17257 билайн – что за номер
17257 билайн – что за номер
Новые номера
Новые тарифы
250 руб.
Подключение
1 300 руб.
Авансовый платеж
1 200 руб.
Абонентская плата
  • 50 ГБ интернета
  • 500 SMS/MMS на номера России
  • Безлимитные вызовы на номера билайн России
  • 1200 минут на номера России
  • Безлимит на мессенджеры, музыку, YouTube, VK
Отличная новость!
Мы решили сделать вам персональное предложение с интересными условиями!
На какой email его отправить?