MVNO-проекты в России

MVNO-проекты в России

В последние 2-3 года на рынок сотовой связи в России вышло множество новых MVNO или виртуальных операторов. Появились как общие, так и сугубо нишевые проекты, которые рассчитаны специально на туристов, бизнесменов и так далее.

В декабре 2019 года количество абонентов, которые пользуются услугами “виртуалов”, достигло 9,3 млн человек. И сейчас это число продолжает расти.

Разберемся подробнее в том, что такое MVNO, какие подвиды виртуальных операторов существуют, как они различаются в настройках и нюансах подключения.

Рассмотрим преимущества “виртуалов” и расскажем про самые интересные MVNO-проекты в России.

Что такое MVN-операторы

Аббревиатура MVNO расшифровывается как “mobile virtual network operator”. В переводе с английского это означает “мобильный виртуальный оператор сети”.

В отличие от классических сотовых компаний, виртуальные операторы не обладают всей нужной инфраструктурой для оказания услуг связи. Поэтому они арендуют сотовые вышки, узлы связи и другие элементы у более крупных фирм.

В зависимости от оборудования, которое есть в наличии у “виртуала”, выделяют 3 типа организации MVNO:

  • Full MVNO арендует у опорного оператора исключительно сотовые вышки, а остальное закупает самостоятельно;
  • Light MVNO занимается только разработкой линейки тарифов, а все технические нюансы и обеспечение инфраструктурой берет на себя опорный оператор;
  • Medium MVNO имеет часть необходимого оборудования, а часть заимствует у “материнской” компании.

В качестве опорного оператора для MVNO может выступать одна или несколько сотовых компаний. К примеру, производители туристических сим-карт чаще всего заключают договоры с множеством фирм по всему миру.

До декабря 2017 года рынок виртуальных операторов в России практически пустовал. Ситуация изменилась, когда Теле2 создала платформу для быстрого запуска Light MVNO-проектов. Она включает в себя доступ к инфраструктуре, биллинг, CRM и инструменты аналитики для партнеров компании.

Благодаря такому подходу запустить собственного MVN-оператора могут даже средние и маленькие компании.

“Фабрика MVNO” имеет огромное значение не только для развития виртуального рынка, но и для Tele2. Все абоненты MVNO регистрируются в сети опорного оператора, так что это позволит сократить разрыв с другими компаниями “большой четверки”.

Крупные представители

Лидером MVNO-рынка в стране по-прежнему остается Yota. Сейчас ее услугами пользуется почти 5 млн человек, то есть, примерно 2/3 абонентов всех “виртуалов”.

На втором месте расположился “Ростелеком”, которому принадлежит 1,1 млн абонентов. Третье место за МГТС — это “дочка” МТС, которая работает только в Москве и Московской области. К ней подключено 450 тыс. человек.

Кроме того, можно выделить другие интересные проекты:

  • Sim Sim — предложение для гостей из других стран, которым нужно часто звонить за границу;
  • Телетай — оператор бизнес-класса, который сотрудничает с частными и юридическими лицами;
  • Easy4 — “связь без границ” от Сколково, полностью отменяет роуминг в поездках по всему миру;
  • СберМобайл, Тинькофф Мобайл и ВТБ Мобайл — банковские MVNO-проекты, которые работают на базе Теле2.

Расскажем про каждый вариант немного подробнее.

Yota

Этот виртуальный мобильный оператор появился на рынке в 2007 году и на данный момент является самым популярным после компаний “большой четверки”.

Впрочем, разрыв между ними значительный — пока количество абонентов Yota составляет всего 11% от числа клиентов ближайшего конкурента Tele2.

Виртуальный оператор связи Yota


Во многих аспектах MVNO Йота обогнал “реальных” операторов:

  • Первым запустил стандарт LTE на территории России;
  • Начал предлагать безлимитный интернет еще в 2014 году;
  • Раньше других создал гибкие тарифы-конструкторы, которые можно настроить под себя.

MVNO работает на базе сетей Мегафона. В сентябре 2015 года компанию выкупили, теперь она полностью принадлежит “материнскому” оператору.

Главная “фишка” Yota — тарифные планы, которые подстраиваются под нужды конкретного пользователя. Абонент платит только за те пакеты, которые ему нужны, с точностью до минуты и гигабайта.

В составе тарифов есть множество безлимитных опций, комфортный роуминг внутри страны, междугородние звонки без доплат и звонки другим абонентам сети без ограничений.

Также Йота предлагает 4G-интернет для планшетов и модемов.

Ростелеком

Ростелеком — крупнейшая в России компания проводной связи. Во второй половине 2016 года она запустила собственный MVNO, который работает на базе сетей Теле2 по всей стране.

Этот “виртуал” занял второе место по количеству абонентов, но его нельзя назвать полноценным MVNO-проектом. В отличие от конкурентов, Ростелеком не сосредоточен на сотовой связи, а предлагает ее только в комплексе с другими услугами.

Виртуальный мобильный оператор Ростелеком


Воспользоваться мобильной связью от Ростелекома можно только в рамках формата 4-play.

Это пакетные предложения, которые включают в себя:

  • Фиксированную телефонию;
  • Широкополосный интернет-доступ;
  • Платное телевидение;
  • Мобильную связь стандарта 4G.

Все услуги оплачиваются в формате “одного окна”, единым счетом.

Клиент может настроить наполнение под себя — к примеру, убрать из состава пакет ТВ или отключить домашний интернет. Но подключить только мобильную связь не получится.

Другие опции связи MVNO Ростелеком развивать не планирует.

МГТС

МГТС или “Московская городская телефонная сеть” — дочерняя фирма MTS, которая была создана в 2009 году. На данный момент это один из крупнейших операторов проводной связи в стране.

Изначально провайдер предлагал услуги цифрового ТВ и широкополосный доступ в интернет, но уже в 2014 году вышел на рынок в качестве MVNO. Вышки для проекта предоставила МТС.

Виртуальный мобильный оператор МГТС


Именно МГТС первой в стране предложила пакеты услуг, которые включали в себя стационарную и мобильную связь одновременно.

Помимо доступа в интернет, ТВ, телефонии и мобильной связи, компания предлагает своим клиентам следующие услуги:

  • Видеонаблюдение;
  • Охранные сигнализации;
  • Автоматизированные системы “Умный дом”.

Все они используют в работе доступ в интернет, который предоставляет сама компания.

Стать клиентами МГТС могут только жители Москвы и Московской области. Несмотря на ограниченную зону работы, компания стала третьим виртуальным оператором в стране по числу абонентов.

Sim Sim

Виртуальный оператор Sim Sim — спецпредложение для приезжих из ближнего и дальнего зарубежья, которым нужно часто звонить на родину. Его главная “фишка” — круглосуточная поддержка на нескольких языках, благодаря которой мигранты могут получить помощь и почувствовать себя как дома.

Виртуальный мобильный оператор Sim Sim


MVNO-проект был запущен в 2014 году, в качестве опорного оператора выступил Билайн.

Среди особенностей Sim Sim можно выделить:

  • Безлимитные звонки внутри сети и на Beeline в России;
  • Низкие цены на звонки в страны СНГ и дальнего зарубежья — от 1,5 руб. в минуту;
  • Круглосуточная служба поддержки на русском, киргизском, таджикском и узбекском языках;
  • “Консьерж-сервис” для приезжих, который помогает с покупкой билетов, оформлением вида на жительство, переводом денег и другими задачами, которые могут возникнуть у гостей страны.

В период с 2016 по 2018 год компания была выкуплена Вымпелкомом (бренд Билайн). В июле 2018 года Вымпелком продал контрольный пакет акций.

На данный момент Sim Sim продолжает работать как независимый оператор, но ведет переговоры о сотрудничестве с Теле2.

Телетай

Телетай — сотовая компания, которая позиционирует себя как “оператор бизнес-класса” для частных и юридических лиц.

Фирма появилась на рынке в 2010 году с туристическими сим-картами. Спустя два года она изменила направление и превратилась в MVNO-проект на базе сетей Билайна.

Виртуальный мобильный оператор Телетай


Техническим партнером стала компания “Форвард Телеком”.

На данный момент Телетай предлагает своим абонентам следующий спектр услуг:

  • Выгодные тарифы для общения и интернета;
  • Полностью безлимитный интернет 4G;
  • Бесплатные входящие в международном роуминге;
  • Скоростной интернет для планшета, модема и роутера;
  • Городские рекламные номера с кодом 495 или 499;
  • Дополнительный московский номер для sim-карты.

Кроме того, бизнесмены могут воспользоваться виртуальной цифровой АТС или оплатить услуги контактного центра.

По большей части Телетай нацелен на работу с малым и средним бизнесом, однако приобрести SIM может любое частное лицо.

Для обычных пользователей тарифы этого MVNO будут выгодны тем, что предлагают безлимитный интернет и бесплатные звонки по ценам, которые гораздо ниже, чем у конкурентов.

Easy4

Виртуальный оператор Easy4 появился на российском рынке 1 июня 2018 года. Его главная особенность — “безграничная” связь. Одна сим-карта позволяет звонить и пользоваться интернетом в любой точке мира без роуминга.

Виртуальный мобильный оператор Easy4


В создании этого проекта приняло участие множество компаний:

  • Инновационный центр “Сколково”;
  • ООО “Сонет” и ООО “Интерскол;
  • Европейская фирма сотовой связи EasyCall.

Easy4 использует для регистрации абонентов в сети решение Multi-IMSI. Оно объединяет в одной сим-карте несколько номеров — как местных, так и зарубежных. Благодаря такой особенности абоненты могут оставаться на связи в любой точке мира и получают лучшее качество подключения.

На данный момент MVNO работает на базе сетей Tele2 и MTS. В дальнейшем планируется заключение договоров с остальными представителями “большой четверки”.

За пределами страны за качество связи отвечает EasyCall, которая предлагает Easy4 свои вышки и лицензию на бесплатный роуминг.

Вскоре после запуска оператор объявил, что намерен забрать себе 7% от общего рынка сотовой связи в стране. На данный момент количество его абонентов не разглашается.

Банковские проекты

Теле2 — самый молодой российский оператор, который занимает последнее место в “большой четверке” федеральных сотовых компаний и уступает им по количеству абонентов.

На данный момент его главная задача — наращивание абонентской базы. Именно для этого в 2017 году Tele2 запустила собственную “фабрику MVNO”.

Виртуальный мобильный оператор Сбер Мобайл


Сейчас в сетях Теле2 работает свыше 20 MVNO-проектов, но главной ударной силой “фабрики”, помимо Ростелекома, стали банковские виртуальные операторы.

На данный момент Теле2 запустила 3 MVNO для банков:

  • СберМобайл от Сбербанка, который поначалу назывался “Поговорим”, вышел на рынок 3 августа 2017 года;
  • Тинькофф Мобайл от банка Tinkoff предлагает клиентам свои услуги с 14 декабря 2017 года;
  • Самый “младший” банковский MVNO, ВТБ Мобайл от VTB, был представлен 25 сентября 2019 года.

Все они работают по схожей схеме — предлагают особые условия и скидки на связь для клиентов банка, которые пользуются кредитными или дебетовыми картами.

В конце 2019 года общее количество абонентов банковских MVNO составило 1,38 млн клиентов. Числа по конкретным операторам пока не разглашаются.

Резюме

MVNO — перспективное направление для развития сотовой связи в России. На рынке постоянно появляются новые проекты и в дальнейшем он только продолжит расти.

Виртуальные операторы дают абонентам большую свободу выбора, занимают узкие ниши и предоставляют те условия, в которых нуждается конкретный человек.

Среди многообразия MVNO в России каждый клиент сможет найти проект, который соответствует именно его потребностям.

Ирина Касьян
специалист стаж 10 лет
Другие статьи
Статьи других регионов
Числа мистические в номере телефона
Числа мистические в номере телефона
Смартфон с 5G
Смартфон с 5G
Услуга FMC
Услуга FMC
ТОП тарифов для планшетов 2022: «по отзывам пользователей»
ТОП тарифов для планшетов 2022: «по отзывам пользователей»
Yota роутер — устройства и тарифы
Yota роутер — устройства и тарифы
Новые номера
12 000 руб.
15 000 руб.
40 000 руб.
77 000 руб.
Новые тарифы
250 руб.
Подключение
0 руб.
Авансовый платеж
900 руб.
Абонентская плата
  • Безлимитный трафик на мессенджеры и соцсети
  • от 700 до 1700 SMS на все номера России
  • Безлимитные звонки на МТС России сверх пакета за 250 руб/месяц
  • от 700 до 1700 минут на все номера
  • 30 ГБ трафика дома и в поездках по России
Отличная новость!
Мы решили сделать вам персональное предложение с интересными условиями!
На какой email его отправить?