Все мы привыкли к тому, что на борту самолета нам запрещают использовать различные гаджеты. Разумеется, что уже прошли те времена, когда использование мобильного телефона было запрещено в течение всего перелета — сейчас просят отключать устройства на время взлета и посадки борта.
Сегодня мы расскажем все о сотовой связи в самолете: действительно ли ее использование влияет на оборудование, как можно использовать интернет на борту и сколько это стоит, можно ли совершить звонок, и какие авиакомпании в России предлагают такие услуги.
История запрета
Практически одновременно с появлением мобильных телефонов начались разговоры об их пагубном влиянии на здоровье человека и оборудование авиалайнеров. И если с первым вопросом дискуссии до сих пор не утихают, то с запретом на использование сотовых на борту уже похоже поставили точку.
Сегодня многие авиакомпании не только не запрещают использовать в самолете мобильные, но и предоставляют возможность использовать услуги связи — звонки и интернет во время перелета.
В России первым оператором, который попытался покорить небо, стал МегаФон. В сотрудничестве с крупнейшим российским авиаперевозчиком Аэрофлот в 2009 году был реализован проект, который позволял использовать привычные нам услуги сотовой связи на борту. Однако спустя несколько лет было принято решение о закрытии проекта.
Когда задают вопрос на какой высоте ловит сотовая связь, то правильнее будет ответить — ни на какой. Радиосигнал от базовых станций распространяется практически горизонтально по поверхности земли, а вот высоту 3 и более тысяч метров он достичь не в состоянии. Для обеспечения привычной нам GSM связи на борту, необходимо установить в самолете компактную базовую станцию, которая несмотря на малые размеры стоит дорого. Именно низкая рентабельность вынудила МегаФон в свое время отказаться от дальнейшего развития проекта. Как оказалось, не так много желающих совершать звонки с борта самолета.
Сегодня основные услуги связи в небе предоставляются на основе подключения к спутниковым сетям, что позволяет использовать интернет на борту по Wi-Fi. Поэтому, если летишь в самолете, то можно использовать связь с землей по всемирной паутине, и соответственно совершать звонки, когда такая необходимость возникает. Однако стоит учитывать, что недостаточно телефона и суммы на балансе для оплаты услуг — на борту должно быть установлено соответствующее оборудование, а используемый оператор должен поддерживать услугу роумингового партнера.
Интернет и звонки
Большинство крупнейших авиакомпаний мира предоставляют своим клиентам использовать интернет на борту самолета. Однако, услуги сотовой связи на борту не только дорогое удовольствие для самих компаний, но и для пользователей, поскольку тарифы действуют роуминговые, даже если перелет в воздушном пространстве одной страны. Чтобы использовать интернет необходимо оплатить доступ, который обычно исчисляется в лимите времени, или определенное количество мегабайтов, а также есть множество ограничений. Цены разумеется значительно отличаются от земных у любой авиакомпании независимо от страны.
Среди российских авиаперевозчиков, доступ к интернету на борту недоступен ни у одного из операторов, но до 2022 года можно было использовать у авиакомпании Аэрофлот. Услуга предлагалась на бортах лайнеров Airbus A330 и Boeing 777. Доступ был возможен только после набора высоты самолетом. Однако это не привычные услуги сотовой связи, а использование подключения к точке доступа к интернету.
Подключившись к Wi-Fi-сети на борту, потребуется выбрать тарифный план, который пассажир будет использовать. Изначально цена зависела от борта самолета, но позднее ввели единые тарифы.
Тариф |
Стоимость |
Описание |
Мессенджер |
4.90 USD |
Тестовые сообщения в Whatsapp, iMessage, WeChat, Viber |
1 час |
8.90 USD |
Любые веб-сайты и приложения, исключая голосовые и видеозвонки — до 50 МБ |
3 часа |
16.90 USD |
Любые веб-сайты и приложения, исключая голосовые и видеозвонки — до 120 МБ |
Полет |
24.90 USD |
Любые веб-сайты и приложения, исключая голосовые и видеозвонки — до 200 МБ |
Оплата услуги производилась на борту с помощью платежной карточки. Необходимо учитывать, что после исчерпания выделенного пакета, доступ не прекращается, а оплачивается дополнительно по доллару за мегабайт. Среди положительных моментов — отслеживать время и трафик можно в реальном времени.
Для совершения звонков на борту самолета можно использовать подключение к спутниковой сети, что доступно не у всех авиакомпаний. Этот вариант хоть и является простым, но потребует от пассажира оплаты услуг по достаточно высоким тарифам на международный роуминг.
Вторым вариантом использования голосовой связи на борту самолета является возможность совершения вызовов по Wi-Fi. Сегодня уже почти все российские операторы предлагают такую услугу, но она доступна не для всех моделей смартфонов, а на примере интернета от Аэрофлот видим, что доступ к звонкам закрыт. Также, несмотря на возможность совершать звонки в небе по домашнему тарифу, необходимо будет оплатить доступ к Wi-Fi. Для продолжительного звонка минимальным пакетом вряд ли получится обойтись.
Если говорить про российских авиаперевозчиков, то Аэрофлот предлагает ранее и привычные услуги — звонки, СМС, и интернет через мобильную сеть.
Стоимость использования зависит от оператора связи, и применяется тариф в сети “OnAir”. Для примера, у МТС это безлимитный интернет на сутки за 1500 рублей, и все звонки по 190 руб. за минуту. На МегаФоне звонки будут по 199 рублей (кроме спутниковых операторов), а интернет дешевле — 990 рублей в день.
Аналогичные расценки на билайне, но интернет стоит 700 рублей за 100 МБ скоростного доступа. Интернет в самолете от Tele2 — 900 рублей со скоростным лимитом на сутки в 200 мегабайтов, но звонки по 275 рублей за минуту.
Выводы
Пока не утихают споры о вреде мобильных телефонов для здоровья, ими наконец-то разрешили пользоваться на борту самолетов, в том числе и у нас. Подключение к сотовой сети и интернет остается дорогим удовольствием у всех авиакомпаний мира. Однако, во время длительного перелета эта возможность позволит получить связь с внешним миром даже находясь высоко над землей.